Информация для государственных и муниципальных заказчиков

вкл. . Опубликовано в Прокуратура

Богдановичской городской прокуратурой на постоянной основе проводится анализ надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Практика прокурорского надзора в данной сфере показала, что в целях получения права на заключение государственного или муниципального контракта участники заказов иногда используют незаконные способы, одним из которых является предоставление в обеспечение исполнения контракта поддельных банковских гарантий.

Отношения в сфере предоставления банковской гарантии между банками и их принципалами регулируются ст.ст. 368 - 379 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Победители торгов, предоставляющие поддельные банковские гарантии, не являются клиентами банков и не уплачивают средств за пользование гарантией, не несут дополнительных расходов, в результате чего ставят участников торгов в неравные условия, а также дестабилизируют экономические и гражданско-правовые отношения в сфере государственных и муниципальных закупок.

Законодательство о размещении заказов не предусматривает обязанность заказчиков проверять подлинность банковских гарантий, вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что согласно ст. 1 Закона о размещении заказов, указанный федеральный закон, устанавливает единый порядок размещения заказов, в том числе в целях обеспечения эффективного использования средств бюджетов, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Таким образом, необходимо не допустить неосмотрительного бездействия.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 18.12.2012 № ИА/42795/12 «О банковских гарантиях», свидетельствовать о поддельности банковской гарантии могут следующие признаки:

  • контактные данные (телефоны, контакты ответственного лица, электронная почта), указанные на банковской гарантии, не совпадают с официальными контактами банка, указанными на его официальном сайте;
  • приложения к банковским гарантиям - верификационные письма;
  • содержат в себе также подложные контактные сведения о лицах, уполномоченных банком на подтверждение банковской гарантии;
  • подписи должностных лиц банков выполнены нечетко, неуверенным почерком;
  • оплата услуг по получению банковской гарантии поставщиком всегда происходит не на расчетный счет банка, а на счет платежного агента -юридического лица, фактически не связанного с деятельностью банка.

Однако, достоверно проверить подлинность выданной банковской гарантии можно только путем направления официального запроса (с указанием номера гарантии, срока, суммы, наименования принципала, предмета контракта и с приложением копии банковской гарантии) в адрес головного офиса кредитного учреждения по контактам и адресам, указанным на официальном сайте данного банка, независимо от наличия верификационных писем.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающим в силу с 01.01.2014, банковская гарантия также предусмотрена в качестве одного из способов обеспечения заявки или исполнения контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 названного закона, банковская гарантия, предоставляемая участником закупки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, а банк, выдавший гарантию, должен выдать принципалу выписку из указанного реестра.