«Серая» зарплата. Что должен знать работодатель и работник?
В настоящее время в условиях сложной экономической ситуации решение проблем неформальной занятости населения являются одними из важнейших задач в сфере социально-трудовых отношений.
«Серой» называют зарплату, с которой налоги уплачиваются лишь частично. Она состоит из «белой» части, с которой идут налоговые отчисления, при начислении которой производятся все необходимые удержания (в том числе подоходный налог, отчисления во внебюджетные фонды (ПФР и ФСС), при этом учитываются полученные сотрудником премии, дотации. Из заработной платы каждого работника производятся начисления социальных взносов, которые идут на формирование пенсий, гарантированное медицинское обслуживание, и также на те виды социальных выплат, которые осуществляются Фондом социального страхования. Оплата больничных, страхование от несчастных случаев на производстве, пособия по беременности и родам, другие социальные выплаты формируются, исходя из официально показанных работодателем зарплат.
Граждане, соглашающиеся на работу без оформления или получающие заработную плату «в конверте», рискуют:
- не получить заработную плату в случае любого конфликта с руководством
- не получить отпускные
- частично (либо полностью) лишиться пенсионных накоплений и всех страховых выплат - по больничным листам, пособиям по беременности и родам, по уходу за ребенком
- не получить при увольнении полагаемые социальные выплаты
- остаться без возможности подтверждения официального дохода для получения кредитов и т.д.
«Черная» зарплата - это часть зарплаты, которая скрывается от налоговых органов. Кто несет ответственность за укрывательство доходов: работник или работодатель? И чем им грозит нарушение налогового законодательства?
Скажем сразу, если при трудоустройстве вы соглашаетесь на «серую» зарплату, то разделяете ответственность за нарушение закона с работодателем.
Ответственность работодателя.
Для работодателей, использующих труд работников без должного оформления с ними трудовых отношений, данная практика может привести к следующим последствиям:
- Выездные внеплановые проверки соблюдения работодателями трудового законодательства со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
- Административная ответственность за рассматриваемые нарушения - начисление пеней и штрафов за умышленную неуплату налогов при применении «серых» схем оплаты труда. Работодатель, если его поймают на сокрытии доходов и уклонении от уплаты налогов, будет наказан. Наказание зависит от сроков и сумм: от пятизначного штрафа до лишения свободы на срок до двух лет. За сокрытие крупных (более 600 000 рублей за три года) и особо крупных размеров (более 3 000 000 рублей за три года) при выплате зарплаты грозит наказание вплоть до лишения свободы на три года.
- Данная категория работодателей становится объектом пристального внимания и приглашается на заседания комиссий, целью работы которых является выявление выплат «теневой» заработной платы, начислений заработной платы ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, а также несвоевременных перечислений НДФЛ и отчислений во внебюджетные фонды. Финансовая деятельность данных организаций ставится на особый контроль правоохранительными и контролирующими органами.
Ответственность работника.
При обнаружении уклонения от уплаты налогов отвечать придется не только работодателю, но и работнику, принявшему деньги в конверте. Работодатель скрывает «черную кассу» (т.е. средства, которые неизвестно откуда взялись и с которых он не платит налогов и прочих отчислений и взносов), а работник, получая «черные» деньги, фактически напрямую уклоняется от уплаты налогов. Если сумма невелика, налоговая взыщет долг, т.е. недоимки по налогу с доходов физических лиц.
Фонд социального страхования уделяет особое внимание решению этой серьезной проблемы.
Специалистами Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования было выявлено 18 807 страхователей, среднемесячная заработная плата у которых ниже МРОТ (МРОТ в 2017году - 7500 рублей), кроме того 17 084 страхователей, у которых зарплата ниже прожиточного минимума, который составил в 1 полугодие 2017 года - 10 865 рубля. На основе поступивших расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам у ряда работодателей установлены нарушения. В рамках межведомственного взаимодействия в 1 полугодие 2017года специалистами Свердловского регионального отделения было принято участие в 139 межведомственных комиссиях, на которые было приглашено 555 организаций.
Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования в соответствии с п. 2 Протокола Межведомственного совещания в Государственной инспекции труда в Свердловской области от 09.08.2013 г. ежеквартально информирует инспекцию труда о выявленных нарушениях.
В течение 2017 года отделением Фонда в ходе выездных проверок выявлены факты неправомерного заключения работодателями договоров гражданско-правового характера с работниками, фактически выполняющими трудовые функции, по 59 организациям (выявлено 2028 договоров), в связи с чем отделением Фонда доначислено страховых взносов по двум видам страхования в размере более двух миллионов рублей.
Экономические и социальные последствия неформальной занятости населения отрицательно сказываются на состоянии экономики государства и наносят значительный урон бюджетам всех уровней.